ЧЕГО ХОЧЕТ
БУХГАЛТЕР?
Начинающие предприниматели выбирают банк самостоятельно, на основе рекомендаций «сарафанного радио» или ориентируясь на информацию из интернета. В компаниях с более или менее серьезным опытом успешного бизнеса решение о выборе банка-партнера обычно принимает главный бухгалтер. Об этом свидетельствуют результаты опросов, которые банки проводят среди своих клиентов.

Накануне запуска новых пакетных продуктов для малого и среднего бизнеса подобный опрос провели и специалисты АКБ «ФОРА-БАНК» (АО). О том, что для бухгалтеров по-настоящему важно в работе с тем или иным банком, каким они видят «идеальное предложение», рассказывает Начальник Департамента Развития Банковского Бизнеса
АКБ «ФОРА-БАНК» (АО)
Елена Моховых.

- Елена Сергеевна!
Думаю, для главбуха в первую очередь важна стоимость услуг банка. Так ли это на самом деле или при выборе банка-партнера есть и другие ориентиры?

- Вопрос стоимости продуктов и услуг действительно стоит на одном из первых мест. Умение хорошо считать – естественная для бухгалтера черта. И при прочих равных условиях он, конечно, выберет тот банк, который сумеет предложить более низкие тарифы. Однако бухгалтеры предъявляют нам и другие, менее очевидные, но не менее важные требования

– Например?

– Например, удобство учета затрат на банковское обслуживание. Если компания покупает у банка некий набор продуктов и услуг по отдельности, списание комиссий производится так же отдельно за каждую операцию – в момент ее проведения, в середине месяца, в конце месяца. Таких списаний может набраться несколько десятков: прогнозировать подобные вещи сложно, бухгалтерские проводки отнимают много времени, требуют дополнительных сил и внимания. По всем услугам, входящим в пакет, комиссия списывается единовременно – первого числа каждого месяца. Так гораздо удобнее.

Кроме того, клиенты ожидают, что объединенный в пакет набор продуктов и услуг полностью удовлетворит текущие запросы предприятия, руководству компании не придется каждый раз подписывать с банком договор на все новые и новые услуги и платить за каждую из них полную цену. Даже стартовый пакет услуг АКБ «ФОРА-БАНК» (АО) содержит в себе самые необходимые опции: открытие и ведение расчетного счета и Клиент Банка, бесплатное проведение бюджетных и налоговых платежей, перечисление заработной платы, пять платежей контрагентам в другой банк, а это – минимальный и полностью бесплатный набор. Чем крупнее предприятие, тем больше его запросы и тем выше «вес» приобретаемого пакета, который увеличивается за счет включения в него новых продуктов и услуг – от услуг валютного контроля, эквайринга, выдачи зарплатных карт до премиального обслуживания руководителя и топ-менеджеров.

– Если все-таки вернуться к главному вопросу – к вопросу о ценах на услуги банка, есть ли здесь у бухгалтера пространство для маневра? Как получить лучшие тарифы на обслуживание?

– «Оптом дешевле, чем в розницу» – это правило действует не только в торговле, но и в банковской сфере. Приобретая продукты и услуги банка «оптом», в составе пакетных предложений, наши клиенты экономят на тарифах за обслуживание до 50 процентов от стандартной стоимости услуг при покупке их в розницу. Второй совет – не стесняйтесь инициировать переговоры. Мы – тот банк, с которым можно и нужно разговаривать, с которым можно и нужно обсуждать условия сотрудничества.

Сейчас мы предлагаем рынку четыре пакета услуг: «Фора-Старт» – для нового бизнеса, для начинающих предпринимателей; «Фора-Торговый» – с выгодным эквайрингом и хорошими условиями для работы с наличными; преимущество пакета «Фора-ВЭД» – в низких расценках на услуги валютного контроля; тариф «Все включено» объединяет преимущества всех вышеупомянутых. Но каждый из них можно считать фундаментом, на котором можно выстроить индивидуальные программы обслуживания. Если вы уже пользуетесь пакетным предложением, подключение каждой новой услуги обойдется вам чуть дешевле обычного.

– К кому обращаться с подобными вопросами?

– К персональному менеджеру. В большинстве случаев он сумеет предложить решение сразу же. Если не хватит полномочий, переадресует ваш вопрос руководителю более высокого ранга.

– Индивидуальный подход к клиенту декларируют многие, на деле банки все больше напоминают бездушный конвейер, где нет места живому человеческому общению с клиентом.

– Мы начинали работать с малым бизнесом несколько позже тех банков, которые сегодня называют себя лидерами в сегменте МСБ. Возможно, прозвучит парадоксально, но это запоздание дает нам и нашим клиентам определенные преимущества, ведь нам не приходится изобретать велосипед и повторять связанные с этим ошибки, мы смотрим на чужие ошибки и учимся на них.

Одной из таких ошибок я вижу в том, что живой диалог часто заменяется компьютерными алгоритмами. Но банк для клиента - это уже не просто расчетный центр, это еще и люди, к которым можно обратиться по любому вопросу, связанному с бизнесом, проконсультироваться, получить профессиональный совет. Сейчас, когда изменения законодательства, требований ЦБ, налоговой к клиентам часто меняются, ваш персональный менеджер обязан помочь вам разобраться во всех нововведениях, в чем-то предостеречь, а в чем-то - направить. Вот тогда банк действительно станет для клиента «первым и единственным».

Поэтому мы уделяем огромное внимание именно сервису, качеству работы наших специалистов. Много вкладываемся в обучение, повышение квалификации по многим вопросам бизнеса. Наши сотрудники на связи с клиентами 24 часа, 7 дней в неделю. У нас есть партнеры, которые готовы предложить клиенту бухгалтерское и юридическое сопровождение. В первую очередь бизнес, поэтому любой вопрос клиента будет решен быстро и качественно. Я это лично контролирую.

– Все чаще звучат прогнозы об угрозе новых потрясений в экономике. Именно в такие периоды испытываются на прочность отношения между банком и его клиентами…

Давайте вспомним события 2014 года, когда многие клиенты столкнулись с изменением условий банками по кредитным договорам в одностороннем порядке. АКБ «ФОРА-БАНК» (АО) ни одному клиенту не повысил процентную ставку, ни одному клиенту не приостановил финансирование. Да, мы теряли доходы, но мы шли на это сознательно, мы не могли подвести своих партнеров. Все клиенты, прошедшие с нами этот непростой период в экономике, остались с нами и сейчас. Мы доказали, что на нас можно надеяться в сложную минуту. Этот случай не единственный, за 26 лет работы многое происходило в мировой и российской экономике, но принцип нашей работы не менялся – мы ни на один день не останавливали платежи и не отказывали в выдаче средств.

– На мой взгляд, один из самых больших страхов главного бухгалтера – попадание компании в черные списки. Внезапная блокировка расчетного счета – обыденное дело. Причем нередко выясняется, что движение денег по счетам было приостановлено необоснованно, что банк просто перестраховался, но бизнес уже понес убытки…

– Когда ЦБ ввел 550-й список, список неблагонадежных компаний, многие банки стали включать в него своих клиентов по малейшему подозрению, не вникая в детали. В итоге кроме явных нарушителей в списке оказалась масса добросовестных компаний. Не дай Бог, это был единственный счет, его блокировка – катастрофа.

Мы такого никогда не делали, не делаем и не будем делать! Мы знаем в лицо каждого клиента и, если видим угрозу, стараемся предупредить, подсказать выход, как правильно оформить документы, пробуем отстоять. И только если клиент осознанно идет на нарушения, не прислушивается к нашим рекомендациям – тогда счет блокируется.

– Может ли несправедливо оказавшаяся в черном списке компания перейти на обслуживание в ваш банк?

– Да, мы рассматриваем подобные просьбы. Реабилитировать удается не всех, но примерно в 30 процентах случаев вопрос решается в пользу клиента. Чтобы отстоять доброе имя компании, наши сотрудники вместе с руководителями и главными бухгалтерами попавших в немилость компаний ездят в ЦБ, вместе разговаривают с инспекторами.

Прекрасно, если главный бухгалтер может решить большинство текущих вопросов без посещения банковского офиса, через интернет или по телефону. Мы тоже даем такую возможность. Но никогда не забываем, что бизнес делают живые люди, а не роботы. Приходите в любое из отделений АКБ «ФОРА-БАНК» (АО) – точки соприкосновения всегда найдутся.

Задать вопрос
эксперту